yandex metrica + google analytics

2022/07/23

от Пинеги до Онеги - сольный велопоход по Архангельской области на фэтбайке с пакрафтом

Что это все и зачем

Накатал на фэт-байке с пакрафтом по Русскому Северу 1300км , насладился грейдерами с песочком и видами северного неба. В 2020м году я скатался вдоль реки Сухоны от Костромы до Котласа и соответственно захотелось продолжить в том же направлении. Тогда же Дмитрий Феликсов сказал мне что веселее не просто пропилить по дороге от Котласа до Архангельска, а лучше покатить через Пинежский район. Тогда мне этот туристический маршрут на велосипеде показался каким-то диким экстримом, а сейчас вполне так органично пошло. Тем более места жилые заселенные и несмотря на непривычно большие для жителя Москвы расстояния между деревнями по 50км, следы человеческого присутствия везде.

д1 - 2022-07-10 - Котлас - Коряжма - Сольвычегодск - Дябрино

На поезд Москва-Котлас почему-то не получилось купить билет на велосипед в багажное купе, поэтому упаковался в плацкарт.

С утра не стал ехать поездом до Котлас-Город, вышел на станции Котлас-Узел.  Вначале сделал петлю на восток, чтобы заехать в Сольвычегодск. Перед Коряжмой на левом берегу Вычегды оказывается есть ЖД станция Сольвычегодск, на ней все чисто, вылизано, покрашено, коммунальное благоустройство в общем... Есть памятник строителям Воркутинской ветки ЖД

В Коряжме расположен большой ЦБК комбинат. В центре города  - огромный ДК от комбината

Через Вычегду - понтонный мост и дальше начинаются гравийные дороги без намёка на асфальт, хотя на openstreetmap дорога значится асфальтовой.

В Сольвычегодске достопримечательность - дом в которым отбывал ссылку в 1911г И.В.Сталин

от Григорово до Березонаволока - лесная песчаная дорога. Ехал на фэте - давление спускать не пришлось.  От Березонаволока до берега Северной Двины напротив Красноборска - идут гравийные дороги, а в деревнях уложен асфальт, чтобы местные жители не помирали от пыли. Ближе к устью  реки Уфтюги появляются многочисленные плакаты, что тут  царство белого гриба.

К вечеру после 150км выкатился за дер.Дябрино на берег Северной Двины и заночевал в 50 метрах от причала парома. Только я остановился, приехал пацан на жигуле, с музыкой, я к нему подхожу, спрашиваю, "тут типа чего, на полночи дискотека будет, так я тогда подальше с палаткой уйду", он говорит "нене, я тут на интернет приехал -- через реку из Красноборска ловит 4g", и он там минут 15 позависал в телефоне и укатил.

Погода была безветренная, комаров тучи. я приготовил кашу, но есть ее было сложно т.к. антикомариной жидкости у меня с собой не было и как только снимаешь накомарник, сразу в лицо и на руки лезут кучами. ну съел как-то. нашел прямо у воды место, где их сдувало хоть немного.

д2 - 2022-07-11 - Красноборск - Двинской

С утра как-то неожиданно рано пришел паром - как оказалось их там два. Один стартует в 8 и его расписание висело на столбе, а другой, расписание которого не было вывешено - в 7. Я неспешно собирался и думал что сейчас упакуюсь на пакрафт и переправлюсь самоходом, но он вдруг пришел. Я резко собрался и тем самым сэкономил кучу времени. Очередь из машин на паром стала выстаиваться часов с 5-ти и в итоге на паром даже влезли не все, как их паромщики ни трамбовали внутри, пара машин поехала восвояси.

в Красноборске закупился в пятёрочке жидкостью от комаров.

От Красноборска до границы с Верхнетоемским районом то асфальт, то гравийка отсыпанная крупной щебенкой. на шоссейнике по такому не особо то и проедешь.  Дорога на картах значится как федеральная, поэтому машины на ней есть. В верхнетоемском районе начинается идеальной гладкости асфальт. До самой Верхней Тоймы я доезжать не стал, переправился через реку самостоятельно на пакрафте.  По дороге долго прикидывал - как будет лучше - петля 5км туда и 5км обратно и еще неизвестно сколько ждать паром, или перепрыгнуть самостоятельно в Двинской, по прямой. В итоге решил, что самостоятельно будет быстрее.  Переправа была двойной - через основной судоходный рукав реки до песчаной косы о.Шоромский, потом челноком по косе и потом с этой песчаной косы уже в поселок Двинской.  можно было бы и вокруг косы плыть, но это было бы сильно дольше.

В Двинском - крупная лесоперевалка и за ним идут лесовозные дороги, по которым Скании и Маны таскают сортамент с делянок на берег для погрузки на баржи.

Поскольку места пошли дикие, наверняка с медведями, то решил разделять еду и ночевку. поэтому перед ночевкой за час где-то отъехал вбок и поужинал, а уже потом в каком-то абстрактном кусту ночевал. Ночь была сухая, тент не ставил, ограничился внутрянкой из сетки.

Съезд с дороги на ужин и на ночевку имел такую техническую особенность - когда едешь по грейдеру, за тобой следует рой слепней, когда снижаешь скорость и съезжаешь вбок, к ним добавляются еще слепни, сидящие в лесу. Все эти друзья ведут себя настолько напористо, что несколько секунд требуемые на то, чтобы снять шлем и очки, достать из кармана кепочку и застегнуть над головой накомарник куртки - реально пугают. Рой слепней жужжит очень страшно  и кусают быстро и решительно. При этом, когда перестаешь активно перемещаться и начинаешь кашеварить по хозяйству, они как-то постепенно все рассасываются, часть их прибиваешь и, минут через 10, накомарник можно даже расстегнуть.

д3  - 2022-07-12 - Двинской - Красная - Кода - Яба

Проснулся в 6 оттого, что палатку уже ощутимо подогревало солнце. Место ночевки было с буреломом и не особо привлекательное, поэтому готовить не стал, поехал не завтракавши, на сухарях, орехах и изотонике. Доехал до Белореченского моста, где первая точка пересечения с рекой Пинегой, там спустился к воде под мост, запалил печку-щепочницу, сделал тушенки с гречкой.

Теоретически, на реку Пинега или её истоки Белая и Черная можно выехать и выше, какими-то лесовозными дорогами и делянками, но там возможность продраться через лес под вопросом, что-то могло и зарасти, такое я в прошлых поездках встречал. =)

Пока все это делал - остановился местный милиционер, спросил "че тут делаешь", поболтали, угостил меня чаем и бутербродом, потом еще мужики останавливались поинтересоваться что это тут за турист такой... на вопрос "где взять воды" все в один голос говорят - "из речки набери просто, река экологически чистая, из болота течет, никаких комбинатов тут нет". я им говорю, "ну зашибись мне будет  ща хватануть экологически чистой кишечной инфекции и вместо поездки животом страдать", все смеются, говорят "ну тогда кипяти". но я просто заехал в пос.Белореченский и там набрал у какой-то женщины из колодца. попутно она рассказала, что у нее прошлой осенью волки собаку съели.

еще в Белореченском много кирпичной заброшки. Школа вроде целая стоит, а какие-то другие здания - врастают в землю.

После обеда что-то накатила жара, еще захотелось спать и я отойдя от дороги в лес метров всего 15 поставил накомарник и пару часов поспал. Отойти больше чем 15 метров не получилось потому что это был еловый лес с толстым претолстым слоем мягкого мха, в котором ноги утопали как в снегу. Но это было не страшно, машина там проезжает может раз в час, поэтому никто меня не будил.

Проснулся от отдаленных звуков грома, собрал палатку, поехал. Сначала рассчитывал что это или лесовоз по грейдеру грохочет, или типа того, или грозу пронесёт, но нет, натянуло облаков, задул ветер. Несмотря на сильный ветер, слепни с большим энтузиазмом пытаются атаковать едущего велосипедиста. Я успел заскочить в беседку на обочине, прошел ливень с градом. Просидел в беседке с час, поехал дальше.

Как ливень закончился, докатился до деревни Красная.  Там купил в магазине сладкой воды и сухарей, подкрепился. Как оказалось, в таких мелких деревенских магазинах есть в продаже куча заменителей кока-колы отечественного производства, неотличимых по вкусу от оригинала.

В поселке нет мобильной связи, при этом и в магазине и в каждом доме есть стационарный телефон. Также, у них свое электричество - на краю деревни стоит дизель. пару раз в сезон завозят топливо. то ДТ-Летнее, то ДТ-Арктика. Вообще деревня Красная на берегу реки Илеши очень красивая и все там какое-то благостное. Хотя может это мне от сладкой воды глюкозы в кровь кинуло и все стало хорошим =)  Потому что судя по современному названию - это не историческая архангельская деревня, а леспромхозный поселок без истории.

Пообщался с местными парнями, мне налили воды из колодца, рассказали что ехать на Осяткино и Северный лучше не вдоль реки Илеши и потом Пинеги, а "по зимнику", через Коду. Долго сомневался...  я то вижу по распечатанным заранее картам - вдоль Илеши чьи-то трэки GPS на OSM идут, а через Коду ничего не идет.  Парням пришлось меня немного поуговаривать. На Илеше пообещали несколько бродов, а "по зимнику вот в прошлом месяце на уазике без лебедки проезжали".

Забавно, чтобы понять местный говор, надо ощутимо напрягаться т.е. акценты в предложениях, ударения в словах и в целом выговор может быть не вполне понятен.

до Коды идет обновленная дорога через заболоченный лес, сама дорога выровнена, выглажена, с обочин убрана растительность, кювет откопан.  Дорога проходит низиной, после прошедшего ливня от леса идёт пар.  Ни одной машины не встретил. только следы. Следы помогают ехать. Поверхность дороги рыхлый песочек, грузовик его трамбует, по утрамбованному катиться проще. За Кодой, через реку, начинается то, что местные называют "зимник" - километров пять горбатой грунтовки с глиной (колея, лужи, обносы, все стандартно), потом опять обновленная и отсыпанная песком дорога, на которой все водопропускные трубы поменяны. К темноте уже докатился до реки Яба. поставил палатку на площадке над рекой. Жрать не стал, лег спать с горстью сушек.
Ночью проснулся от того, что начал лить дождь, а у меня тент не закреплен, просто кинут сверху на палатку. Вылезал в одних трусах, доставлял дополнительные колья, закрепил, потом стуча зубами от холода упаковался обратно в спальник.

д4  - 2022-07-13 - Яба - Осяткино - Северный - Шоча

С утра пытался развести огонь - ничего не горит, все после ночного дождя сырое.  вышел на дорогу, осмотрелся, вижу на другом берегу реки деревянная беседка, под ней дрова сложены. Пошел к беседке, взяв с собой все необходимое для завтрака.  Расщепил ножом полешко, на нём приготовил завтрак. Пока ел - более менее просохла палатка, вернулся обратно, свернул велосипед, покатился. Бросать в таком месте велосипед в 200 метрах от себя вообще не страшно т.к. лиса или заяц его вряд ли утащат, а машин и людей там не встретилось.

Перед Осяткино дорога стала труднопроезжаемой за счет песка. т.е. уже не грейдер, а просто просёлок по песку. спустил давление в шинах, вроде стало получше, но все равно пришлось в некоторых местах походить пешком. Если бы поехал не на широких фэт-байковских колесах, а на 2.25 то было бы у меня там десятки километров пешего туризма, рваные и протертые боковины покрышек от езды на сниженном давлении и прочие подобные приключения.

В Осяткино на выезде из деревни сарай из кирпича, в нём молотит дизель - электричество свое, ЛЭП нет.

Поехал сначала по направлению на Окуловскую, но в заброшенной деревне Демьяново уперся в Пинегу без каких либо следов моста. Переходить вброд не стал. В Демьяново - огромные дома с бревнами на коньках крыш, амбары на столбах и вообще  в естественной среде все то, что выставлено в музее Малые Корелы

Вернулся немного назад и поехал через дер.Хорнема.  По дороге увидел пожарную машину и бригаду пожарных, которые тушили лесной пожар. Спросил "чо, идти то можно, не опасно", они ответили "ты ж по дороге пойдешь, а горит лес. нормально, не опасно" =) У пожарных на спине  здоровые рюкзаки для воды и какая-то ручка, которую они дергают чтобы из шланга брызгало. Устройство напоминает то, что было в мультике Миядзаки "рыбка Поньо"

Так и ходили - сначала в ручье емкость наполнят, потом дойдут до пламени и на горящий пень выльют.

Дорога вышла на берег реки, там стоит катерок примотанный к понтону и никого. Наверное у этой переправы есть какое-то расписание, но узнать его было не у кого. Но я в принципе примерно от тех мест планировал стартовать на лодке, песчаные дороги меня уже прилично утомили, поэтому упаковался в пакрафт и поплыл.

На реке вообще никого. Был народ на пляже в Севером - пока мимо них проплывал - пообщались "откуда едешь, куда едешь, и все такое" и все. Потом на берегах встречаются небольшие избы в 1 или 2 окна, раз в три-пять километров, но ни людей ни моторок нет. Это был будний день, наверное в эти избы народ активно выезжает или на выходные, или когда сезон активной рыбалки, или когда сезон сбора ягод.

По воде проплыл километров 20 до устья реки Шоча и там заночевал на песчаном пляже, в 50 метрах от медвежьего следа.

Опасаясь медведя, чтобы не вонять рядом с местом ночевки тушенкой - вечером просто попил чаю и съел пару сухарей.

Как вылезал с воды и ставил палатку было непонятно.. вроде моросит дождь, а вроде и не моросит. невнятно как-то. Ну а ночью, под утро, лил уже нормально.

д5 - 2022-07-14 - Шоча - Занюхча - Сосновка

На второй день пребывание на воде стало уже несколько утомлять. Передвигаешься медленно, происходить ничего не происходит. то слева песчаный пляж, то справа песчаный пляж. течение небыстрое - до 2км/ч. в общем в основном передвижение "на руках". Единственное, что хорошо на воде - если уснуть, то это, хоть и небыстрое, движение не прекращается. к часу дня стало клонить в сон, просто откинулся в лодке назад и задрых. просыпался два раза - один раз в прибрежные кусты затащило, проснулся об шорканья лодки по осоке, второй раз на отмель сел.

Под берегом много родников т.е. водоносный горизонт примерно на полметра-метр выше уровня реки.  Из одного из родников набирал воду.

Еще развлекался тем, что гонял выводок то-ли уток то ли чирков. в общем мамашку с птенцами. километров 5 наверное плыли передо мной, я их нагоняю, они ускоряются, начинают по воде скакать, убегают. в конце концов они разминулись со мной, дернули против течения и больше я их не видел.

Еще какую-то часть пути воняло гарью и летал в небе самолет, видимо искали источник возгорания.

В ходе перемещения по реке большой успех имела заранее сделанная по методу Олега Чегодаева топографическая карта. Непрерывно смотрел в неё.   Перед поездкой нарезал себе таких карт на наиболее интересные или неоднозначные участки маршрута. Как показала практика, когда едешь на велике - она достаточно бесполезна и навигатор на руле гораздо удобнее. А вот в лодке кладешь на колени и прямо по ней отслеживаешь все изгибы реки, все впадения ручьев, всякие точки типа "изба мутокурка", итд.

Так прошел по воде около 30 км, доплыл до какой-то избы, вышел на берег, упаковал велосипед, поехал.

До Занюхчи - песочная дорога через лес, после - грейдер, т.е. такая же песочная дорога, но которую периодически ровняют.

Деревни Нюхча и Занюхча стоят вплотную друг к другу, разделяются речкой Нюхча. Это уже не верхнетоемский район, а пинежский. Вообще  в тех местах деревни, если они жилые, очень большие, народу живет много, магазины есть во всех деревнях. Вечером на остановке автобуса тусуют подростки, много мам с детьми, к половине велосипедов прикручены детские кресла, дома большие, по фасаду 5 или 6 окон, на 2м этаже часто балкон. Не уверен что все фотки ниже именно из Нихчи и Занюхчи, но антураж в принципе там во всех крупных припинежских деревнях как на фото.

В Нюхче мне местные подростки сказали, что у них мобильная связь ловит только теле2, а вот в Сосновке уже ловит мегафон.  Т.к. я хотел всем родным скорее отписаться что живой, после 3 дней без связи, то докатился до Сосновки, где и переночевал прямо в черте деревни с видом на закат над Пинегой и на переправу с понтоном и катером. Сначала хотел ночевать в каких-то кустах, но местные парни, когда я их расспрашивал что где и как со связью, сказали "вон нормальная площадка, на ней все встают"

Там на одном берегу реки - деревня Сосновка, на другом - Мамониха.  С обоих берегов десяток лодок, какие моторные - казанки, а какие просто дощатые. При мне парень, которому надо было попасть на другой берег, безо всяко лодки разделся до трусов и перешел реку вброд по пупок, держа одежду в руке над водой.

Электроснабжение судя по всему так же как и во встреченных ранее деревнях не от ЛЭП, а свое т.к. на другом берегу в Мамонихе молотит дизель.

д6  - 2022-07-15 - Сосновка - Веркола - Верхняя Шарда

Поехал с Сосновки, дорога - грейдер насыпанный поверх лежневки, периодически выглядывают бревна, положенные вдоль хода движения. Как показывают в новостях "трассу ремонтируют" т.е. переводят из состояния "грейдер превращающийся в лесовозку" в "обновленный грейдер". На велосипеде от этого ненамного веселее =) на любом грейдере песок рыхлый, колеса вязнут, езда на низких передачах.

В Городецке купил в магазине хлеба с колбасой, сел недалеко от магазина на крылечко есть. Местные смотрят как на бомжа, здороваться не пытаются =) видимо питаться в таком стиле это там считается за крайнюю степень опущенности. В какой-то момент перед магазином собралось несколько великов с детскими велокреслами - зафоткал. Их было больше, пока доставал фотоаппарат, один уехал =)

Где-то там за д.Заедовье устал от жары, выехал к Пинеге, помылся, искупался. В развлекательных целях перешёл реку вброд туда-обратно. Ширина метров двести, глубина по пояс, течение когда идешь вброд кажется быстрым. Когда плывешь на лодке - медленно и скучно =)

по пути заехал в Верколу, там напротив через реку какое-то православное гнездо, то ли монастырь, то ли типа того. в самой Верколе по этому поводу лубочный гостевой дом.

пытался выехать из Верколы не основной трассой, по которой лесовозы ездят, а боковичком, но произошел облом в виде поломанного моста через ручей Хорса, пришлось выгребаться назад на основную трассу.

Пока там ездил этими боковичками, начал поливать дождь. что характерно, комары при этом не пропадают, а даже кажется наоборот становятся бодрее, так что ездить надо в антимоскитной куртке (я ее как в первый день надел, так до конца поездки и не снимал). на лесной дорожке и на тяжелых участках грейдера они прекрасно облепляют всего и принимаются пить кровь.  Ввиду дождя решил для себя что "кручу до 21-00, дальше спать". Так и сделал, заночевал в 500 м от гравийки, отъехав по лесной дороге вбок, не доехав до райцентра примерно 20км. Всю ночь лило, перестало только под утро.

д7 - 2022-07-16 - Верхняя Шарда - Карпогоры - Ясный - оз.Ниж.Жарово

Докатил до Карпогор, снял там видео коммунального благоустройства в центре.

В Карпогорах есть магазин "Магнит", в 5 км ж.д станция, рядом с ней зона (ИК-24) и терминал по погрузке леса на ЖД. Электричка из Архангельска ходит раз в 3 дня.

За Карпогорами начинаются собственно горы =) каждый ручей впадающий в Пинегу вырыл себе в песчаных почвах глубокое русло.  Сразу за Карпогорами прошел в течение примерно часа дождь, а следом за ним проехала дорожная техника - отровняла грейдер.

С точки зрения велосипедиста радости от этого немного т.к. после такого выравнивания ехать по этой поверхности сложно, она рыхлая и колеса вязнут. Если по этой поверхности поездят тяжелые грузовики они в ней нарежут колей и только еще сильнее взрыхлят. Если поездят легковушки, то они поверхность утрамбуют, но при этом набьют на грейдере гребёнку (волну).  от гребенки никакая игра с давлением в шинах не помогает и велосипед по ней будет противно скакать. В общем дорога прекрасна =) В очередной раз восхитился тем, что поехал в этот поход на фэт колесах, а не на узких. Хотя бы по рыхлому можно ехать, а не ходить.

В Архангельск решил поехать прямой дорогой, а не вдоль Пинеги. Дорога интересная - участок от пос. Ясный до поселка Светлый - чуть больше 100км без какой либо населенки. В Ясный переправа через Пинегу по понтонному мосту, в поселке леспромхоз, за Ясным -  памятник Харвестеру.

Дальше грейдер или бетонка идет через очень красивые верховые болота. Что интересно, едешь вдоль болота, потом лес, дорога вверх, поднимаешься выше, там еще одно болото. потом еще выше и там очередное. по ощущениям непривычно. в окрестностях Москвы болота обычно в низинах, а там они все занимают большую площадь и расположены на разной высоте. Где-то там останавливался, приготовил каши, просушил на веревочке на солнце вещи т.к. все было мокрое насквозь после вчерашних и утренних дождей.

По дороге встречался знак что впереди 50км неровной дороги - повеселил. Там или просто грейдер, или местами уже старая бетонка с щелями и ступеньками между плитами.

д8 - 2022-07-17 - оз.Ниж.Жарово - Среднепогостская - Ломоносово - Холмогоры

До асфальта с утра было примерно 30-35 км. Из них часть параллельно ЖД ветке по которой ездят лесовозные поезда.

Докатил до понтонного моста через Пинегу, чтобы переправиться на сторону Белогорского. На мосту надпись, что ни пешком ни на велосипеде нельзя. Но за соблюдением запрета никто не следит.

При выезде на асфальт рядом с Белогорским кафэшка, в которой я полноценно пообедал.

Дальше 20км асфальтом, лежа на руле, до поселка Луковецкий, в котором я свернул к Северной Двине для посещения Курострова, который является родиной М.В.Ломоносова

На openstreetmap значится какая-то дорога через Двину до Курострова от деревни Среднепогостская. Вышел на берег - там стоят лодки и нет никаких следов ни дороги ни переправы ни понтона ни парома. До Курострова километра полтора воды или около того. Начал перепаковываться в пакрафт, подошел мужчина, начал копаться в своей моторке, я с ним поговорил, оказалось что там зимой ледовая переправа, поэтому видимо дорога и обозначена, а летом только на своей лодке.

Сел, поплыл.

Кстати, для справки, Ломоносов родом не из Холмогор. Ломоносов родом из деревни Мишанинская, расположенной на Курострове, которая сейчас переименована в Ломоносово. Холмогоры - это просто райцентр, расположенный на берегу Северной Двины, напротив Курострова.

В деревне Мишанино - сельхозпредприятие им Ломоносова, музей Ломоносова, лавки с сувенирами проо Ломоносова, положен асфальт, стоит здоровая каменная церковь. в общем богатство, достаток и госфинансирование.

В музей не попал т.к. было уже достаточно поздно и он был закрыт. Поехал на паром в Холмогоры, на паром тоже не попал, последний был час назад. Пришлось второй раз в день переправляться на пакрафте. Рукав Двины там интересный - посередине реки песчаная отмель глубиной 3см, по которой тащил лодку с великом за верёвку.

В Холмогорах закупился в пятерке недостающими продуктами, выехал за город и заночевал над Северной Двиной на высоком крутом берегу с элитнейшим видом на закат. Как это водится в элитных местах - целая проблема найти дрова, чтобы готовить еду. по берегу растет сплошь сырая ива.

д9 - 2022-07-18 - Холмогоры - Архангельск - Северодвинск

С утра докатил до Архангельска. Дорога местного значения, которая то гравийка, то асфальт. Идет недалеко от берега Северной Двины, когда поднимается наверх, то с неё красивые виды на деревни на противоположном берегу.  На дороге пару раз встречал стоящий на обочине велосипед без следов человека рядом. Видимо грибники ломанулись в лес после прошедших за пару дней до этого дождей.  Незадолго до Архангельска, уже после Новодвинска эта дорога примыкает к федеральной трассе М8.

Что интересно, при выезде на Северную Двину меняются названия населенных пунктов. В Пинежском районе это или старые "таёжные" названия - Сия, Шилега, Кеврола, Кушкопала, Веркола, или названия леспромхозов советских времён - Светлый, Ясный, итд.   Вдоль Северной Двины идут вполне стандартные для центральной России названия деревень в стиле Матвеевская, Филимоновская, Хомяковская, итд. Есть даже Ивойловская.

В Архангельск заехал по Петромосту

Проехал через центр, съездил на Соломбалу посмотреть на развалины Дома Сутягина. сфоткал через забор то, что можно было сфоткать

Вообще можно предположить, что в 70-90е годы 20 века Соломбала могла быть не особо благополучным, гопническим районом, в котором случайно зашедший житель центрального Архангельска мог отхватить по лицу. Но сейчас все конечно не так - прилегающая к берегу территория - это приличные особнячки, напротив которых гуляют мамы с колясками, стоят солидного вида дядечки, припаркованы недешевые машины и даже встретил гаргашьяновский вездеход Шерп, который в иной комплектации стоить может как пара ленд-круйзеров. Между домами есть протоки в которых припаркованы личные моторки и катера. Чуть подальше от берега конечно есть и барачная застройка со своей, особой атмосферой.

Еще чуть покрутившись по Архангельску, центральная улица которого Воскресенская неуловимо напомнила мне район Оболонь в Киеве, решил, что Пинежского района и Холмогор мне мало, надо прокатить бонус трэк в сторону Онеги, и надо выдвигаться дальше, в Северодвинск. Выехал по Северодвинскому мосту и покатил по асфальту. Там я знаю местные бреветы проводят - имхо с точки зрения бревета место не самое удачное - трафик плотный, обочки практически нет. в общем некомфортные 40км.

В Северодвинске сразу свернул на остров Ягры. Там все очень круто. напротив микрорайона - променад асфальтово-бетонный, который потом переходит в ягринский бор. Дело шло к вечеру и где-то там я планировал заночевать. Изначально планировал где-то за мемориальным комплексом, но на берегу встретил парней из Северодвинской вело-тусовки , которые посоветовали ехать по берегу до упора, в створ Северной Двины, на маяк. Доехал до мемориала, выпил бутылочку пива, купленную еще в Архангельске в честь прошедшего ДР, посмотрел на выходящую в море подлодку и покатил на маяк.

Нельзя не сказать пару слов про впечатление от города и от населения Северодвинска - очень приличные люди, явно у большинства в наличии неплохое образование и вообще нету гопнической ауе культуры. Видимо когда работаешь в лесозаготовке, то ничего вообще не мешает обклеить свой лесовоз надписями "бродяга - hooligan", включить шансончик в стиле "а ты детство моё хулиганское, а судьба ты моя уркаганская" и наслаждаться жизнью. Тогда как работа на высокотехнологичных предприятиях типа севмаш или звездочка, которые производят сами знаете что, требует и образования и квалификации и определенной дисциплины ума.

На маяке встретил трех парней, Пашу, Артема, Никиту, с которыми пожгли костер, потрепались, посмеялись, сделали селфи, слазили по очереди на саму конструкцию маяка, постепенно село солнце, я поставил палатку, лег спать, ребята ушли домой. Перед сном прочитал многообещающую смс-ку от МЧС что назавтра ожидается ливень и ураган.

д10 - 2022-07-19 - Северодвинск - Кянда

Начало с утра было многообещающим. небо затянуло, задувал ветер. Собрался, попил чаю, поехал. Пока собирался недосчитался брезентовых штанов от антимоскитного костюма. Их отсутствие было бы трагично. Подумал, вычислил что единственное место где я их мог посеять - это был мемориал. Заехал, их кто-то поднял из под лавочки, на которой я сидел и где они вывалились и повесил на шлагбаум. Спасибо доброму человеку.

Покрутился по Яграм, пофоткал проходную завода с велопарковкой.

Поехал в центр Северодвинска. там посетил магазин и поехал в сторону Онеги. Пока выезжал из города начал лить дождь. Сначала идет асфальт, где-то на 48м километре, в районе реки Верховка он заканчивается, начинается грейдер, а в районе поворота на пикалево качество грейдера заметно ухудшается и начинается в условиях дождя полный ад =) Едешь в облаке, льет непрерывно, песчаный грейдер от дождя раскис и даже под горку надо крутить, на грейдере волна, в общем все прекрасно, средняя скорость велосипедиста чуть выше скорости пешехода. Фоток почти нет т.к. фотографировать нечего да и фотоаппарат не хотел водой заливать.

Населенки никакой вообще. Чисто дорога через лес. Часам к 8 вечера докрутил до кафешки на 97м километре (на викимапии значится как бар "гадкий койот"), слава богу готовить еду в лесу не потребуется, съел полный обед, у них еще был вывеска "отель" но отеля никакого нет, пообщался с местными водилами, они сказали "ну ты молодец в такую погоду на велике ехать", рассказали что до асфальта еще около 40км. Сел, поехал дальше. Решил, что кручу до 22-00 дальше ищу место ночевки. И вот после 22х ничего похожего на место ночлега не встречается. периодически то влево то вправо уходят отвороты, но там они прямо сразу уложены лежнёвкой и уходят в болото, место под палатку замучаешься искать. где-то ближе к 23м часам внезапно вывеска "дер. Кянда" и в ней на конце деревни навес, под которым сложены рулоны сена и стоят трактора. Я прямо под этим навесом в полной сухости поставил палатку и съев пяток сушек завалился спать.

д11 - 2022-07-20 - Кянда - Онега

С утра проснулся оттого что рядом завели трактор, смотрю, время уже под 9 утра, т.е. давно пора катить. Тракторист никакого удивления по поводу моего наличия под навесом не выказал, видимо все стандартно и я там не первый. Пока собирался, поболтал с трактористом о погоде.

Докатил до еще мокрым грунтовкам до асфальта в районе дер Тамица, там дальше вдоль всего берега Онежской губы на дюнах дачи. Уже конечно нет ничего похожего на большие срубы русского севера, стандартные пригородные скворечники на шести сотках, все сидят друг у друга на головах. Чьи дачи - непонятно т.к. для города размера Онеги их слишком много. До Северодвинска - 150км в основном гравийными дорогами, до Архангельска под 200.

В Онеге осмотрелся, поел, повтыкал в карту, посмотрел расписание транспорта, решил что отпуск уже заканчивается, ехать еще 250км грейдеров до Плесецка мне неохота и надо здесь сворачиваться и посмотреть Малые Карелы под Архангельском.

Единственный вариант выезда из Онеги - ночной поезд типа Орлан - дизельная электричка. стартует в 2-20. Перед электричкой маялся от скуки - чутка поспал под москитной сеткой на пустыре, пересидел ливень рядом с каким-то гаражом, сходил на закат на берегу реки Онеги, покатался по городу, поспал часок на вокзале на лавке.

В электричку когда сел, в выгоне три человека. лег на лавку, накрылся спальником уснул. Просыпаюсь где-то уже между Холмогорами и Архангельском, в вагоне куча народу, никто меня не потеснил, охранники тоже деликатно будить не стали.

д12  - 2022-07-20 - Архангельск - Малые Карелы

в последний день поездки загуглил что посмотреть в архангельске =) поисковик выдал набор памятников на набережной, мимо которых я проехался. Посмотрел на памятник тюленю и северным конвоям

когда ехал по набережной, поравнялся с парнем на лонгборде, он увидев меня чутка ускорился, спрашивает "спидометр есть?" я говорю да, он ускоряется до 20, потом 25 , потом 30кмч. это на скейте! Мастер! Рассказал, что максимум набирал 45кмч под горочку. А 30 держать долго не получится -- дыхалка. но все равно какие-то невероятные для скейтборда скорости...

Дальше, поехал за город в музей деревянного зодчества "Малые Карелы". по дороге от границы Архангельска и до середины поселка  Уемский типа гонялся с каким-то мужчиной на дешманском велике типа аиста или стелса. Сначала я его обогнал, потом он меня, дальше я ему сел на колесо и так катились. Скрасил себе можно сказать 10км =)

После посещения музея вернулся в Архангельск, по дороге искупался в Северной Двине на въезде в город. Потом рядом с Петромостом сходил погулял на стоящие на реке под Петромостом плоты из сплавного леса, которые засижены отдыхающими, загорающими и рыбаками.

Дальше доехал до магазина крафтового пива, купил пару литров, чипсов и сухарей и сел на набережной культурно отдыхать, смотреть на воду, корабли, как народ тусуется, слушать джазовую и танго музыку с телефона. Чем хорош архангельск - там на набережной моднейший променад по которому ездит народ на роликах и великах, выгуливает болонок в дамских сумочках и детей. И все это с красивым видом на воду и порт. Пока сидел, ко мне подсел мужчина Василий, с которым мы очень мило пообщались за всякие темы, дальше когда оставался час до поезда я дернул в сторону вокзала и меня от недосыпа, голодухи и выпитого литра даже чутка штормило.

На вокзале была комическая сцена - поезд подали к перрону с опозданием минут на 15. я себе неспешно пакуюсь, рассчитывая что у меня есть стандартные полчаса, внезапно меня проводники начинают подгонять, типа алё, давай там порезче, три минуты до отправления. в общем из вагона с багажным купе до своего вагона шел уже по поезду после того как он тронулся.

Всякие эмоции, наблюдения и забавные факты

1. Северное небо это какой-то ппц невероятный. в средней полосе таких закатов не бывает даже близко
  2. белые ночи требуют дисциплины от велотуриста. в первые 2 дня я спал по 4 часа, после чего велосипед ехать перестал. Пришлось внести коррективы в режим и я начал или ехать только до 21-00 или практиковать сиесту т.е. поспать с 13-00 до 15-00 в тени в самую жару
  3. от езды по пескогрейдерам в пыль и в дождь ушло 2 цепи, 1 кассета и полностью сточился нижний ролик заднего переключателя. Перед выездом ставил новый
  4. Хвала аллаху за фэт колеса 4.8''. Характер покрытия на грейдерах и проселках в Пинежском районе драматически отличается от грейдеров, которые я встречал, например, в Тверской, Вологодской областях и Мещере. тут они более рыхлые и сыпучие. Для сравнения - туристы, ездившие по тем краям в 2005м году много ходили пешком и в сутки у них выходило по 45-65км а иногда и меньше. Это при том, что там были заслуженные спортивные велотуристы и ниразу не новички.  но разница в ширине покрышки в 2.5 раза решает.
  5. Ездил непрерывно в антимоскитной куртке. Периодически надевал также штаны. Потому что слепни и комары. Без куртки из сетки в тех краях велосипедисту делать нечего.
  6. Велошлем надевал только на асфальтовых перегонах с траффиком. все остальное время ездил в кепке. Причина - когда заходишь в лес по любой надобности, то застегнуть противомоскитную куртку на голове над кепкой - 2 секунды. Над велошлемом - гораздо менее удобно.  А не застегивать не получается - слепни, мошка, комары
  7. В поездку брал с собой предельно дешманский спальный мешок-одеяло российского производства за 1500 руб на озоне. Прекрасно! Поскольку ехал с большими сумками то место экономить не надо было, а одеяло в теплое время года мне в разы удобнее, чем пуховой кокон. надо вообще будет посмотреть в сторону квилтов. кажись это моя тема.
  8. За поездку потратил 1.5-2  литра гречки. гречку возил в сумке на вилке, в пластиковых бутылках от молока. Так оказалось гораздо удобнее, чем в пакетиках. Гарантированно не намокнет.
  9. Очень полезна оказалась сгущенка в тюбике. Места занимает мало, если нет тушенки, можно сварить гречку, долить сгущенки и можно есть.
  10. Водители лесовозов - страшные люди. За очень редким исключением ломят по трассе на предельно возможной скорости, проезжая мимо тебя не заморачиваются тем чтобы притереться на противоположный  край дороги, а могут проехать впритирку и или обдать пылью или водой из лужи. Всем этим сильно отличаются от водителей других транспортных средств.
  11. Лесозаготовка в тамошних краях ведется не "хлыстовым" методом, а т.н. "скандинавским" т.е. с делянок вывозят уже попиленные по размеру 4м или 6м бревна. На всех стволах отчетливые следы того что их срубали харвестерной головкой, а также не помню чтобы видел хоть один вездеходный урал-лесовоз. Только ман, маз, мерс, скания, ивеко в формате лесовозной фуры или с прицепом.
  12. Что я могу сказать за туристический потенциал окрестностей Пинеги - вообще тут музей деревянного зодчества под открытым небом. в каждой, особенно заброшенной деревне, все как в Малых Карелах. при этом для туристов  для пешеходников - там просто дикие расстояния, для водников там интересных скоростных рек нет вообще, а водников с детьми зажрут комары и мошка. Наверное велотуризм самое то, но желательно ехать на фэте, конечно в ПВДшечку да еще с неподготовленными спортсменками туда точно не выберешься т.е. для жителя центра России это тема для отпуска.
  13. Заброска и выброска максимально халявны - и Котлас и Архангельск крупные ЖД узлы с поездом до Москвы менее суток
  14. справка по туристическому снаряжению
    1. чо за велик? outleap hercules 2018 или 19г на штатных колесах 4.8''
    2. чо за пакрафт? black pike 5.0  весло звёздочка
    3. чо за палатка? blackdeer ultralight 2p
    4. чо за сумки на велике? внутрирамка - нотни, гермы на вилку - rackbag, на багажник - пик99. кормушки - декатлон, все остальное - самодельный крепеж на стропах из ашана или с али.
    5. Stats: 1323km, elevation - 4720m

продолжение по Мезени - тут https://omachulski.blogspot.com/2023/08/2023-08.html

Водные объекты по ходу следования

2022-07-10.gpx
river Лингостровка
river рукав Мечка
river Цигломинка

Населённые пункты по ходу следования

2022-07-10.gpx

├── Уемское сельское поселение
                │   └── Уемский
                └── Боброво-Лявленское сельское поселение

1. Привет! С удовольствием прочитал. Отличный, интересный поход. Только песочка много)

1. ну с песочком то уж дело такое... выбирать не приходится. такая местность.