Вело-водный поход за полярный круг: Ухта - Вуктыл - Печора - Нарьян-Мар
Вело-водный поход (Байкрафтинг) по маршруту Ухта - Вуктыл - Печора - Усинск - Нарьян-Мар. Это мой очередной велопоход по рекам Русского Севера. Начинал я эту серию походов по Северу несколько лет назад по Пинеге и Северной Двине, потом продолжил вдоль Мезени, теперь пришла пора посмотреть на Печору, а также смотаться уже наконец за полярный круг. Маршрут "через Вуктыл" был выбран потому что так интереснее и разнообразнее, чем ехать просто по трассе Ухта-Печора. Протяженность маршрута составила что-то около 950км, из которых 60 - на лодке по Печоре.
Эта поездка -- логичное продолжение методичного осмотра северных рек. Проехать вдоль Печоры по малоаселённым местам также было очень важно. Был даже более амбициозный вариант - начать по Печоре не в Вуктыле, а в Троицке-Печорском, но там с дорогами совсем туго, а перегон 180км по реке - мне вообще скучно и неинтересно.
Где еще посмотреть на тундру? Я всегда знал что до Нарьян-Мара только по воздуху или по зимнику, а тут пару лет назад понял, что вот вот и дорогу соединят.
Нарьян Мар и его окрестности дичайше историческое место - в 20 км от него, в Пустозерске 14 лет жил в земляной тюрьме протопоп Аввакум - яркий деятель старообрядчества в период его возникновения. За свою религиозную деятельность был сослан, заточён в тюрьму и в итоге там, в Пустозёрске казнён. Не могу сказать, что мне сильно близки старообрядцы, хотя идея исключить из рациона алкоголь - неплоха. Тут больше другое - как-то Нарьян Мар и НАО представляются как край оленеводов и ягеля, а тут понимаешь внезапно не самые последние события Российской истории происходят.
Pre-Party
Отпуск у меня был 2 недели, поэтому начал я его с трёхдневной разминки перед основным походом по маршруту Ижевск-Омутнинск-Киров. В итоге 9.июля поздно вечером я сел в поезд в Кирове и где-то в середине дня 10го высадился в Ухте.
Ухта - Вуктыл
Прикатив в Ухту 10 июля, встретился с крутейшими SRИнгой Карабинской (Я с бреветом) и её мужем Олегом Сизоненко. Меня накормили, обогрели, помыли мне цепь смазанную глиной в ходе pre-party, планировали приютить и уложить спать.
Это было очень соблазнительно потусовать, поболтать за жизнь и походы итд, но я ощущал, что меня ждет - не дождется река Печора и тамошние комары и слепни, потому ломанулся в тот же день в сторону Вуктыла. К вечеру уже за 11 докатил до Нижнего Одеса, лег спать кажется прямо на территории посёлка. В течение дня асфальт начинался с идеального и к Нижнему Одесу в нём уже были заметны следы усталости дорожного покрытия.
На следующий день при движении в сторону Вуктыла дорожное покрытие продолжило ухудшаться, там был нормальный асфальт, адово разбитый асфальт, плиты и грейдеры. Плиты перед переправой были неплохи, а вот плиты прямо перед Вуктылом были кривые-косые со стыками.
На переправе вдоль реки дул сильный ветер, надувал здоровые волны, местами с барашками, мне даже стало страшно как это я буду в Вуктыле на своей мелкой лодке переправляться. Переправа на пароме интересная - затащил велик на автомобильный паром, потом вместе со всеми водителями ехал через реку на пассажирском пароме за 80 руб.
К Вуктылу я, едучи на одном завтраке, приближался уже удолбанный, где то километров за 12 до города со мной поравнялся на машине Дмитрий, пообщались за велосипеды и за общих знакомых и он подогрел меня спортивным гелем, водичкой и растворимым кофе, что было ппц как круто - гель зашел на ура и придал бодрости на последней десяточке. Как всегда забыли сделать селфи =( В Вуктыле жаль не удалось пересечься с Александром Батасовым.
Поужинал в кафешке, зашел в магаз, оценил дистанцию до Печоры в три дня, купил еды примерно на 5 дней на случай беды, непогоды или непроходимых болот Лёкнюр, переплыл через реку и заночевал в беломошном бору. Большой волны не было т.к. в месте переправы ветер был хоть и встречный, но дул поперёк реки. Собственно тут начинается настоящее приключение ) Ужин и завтрак - через щёлку в накомарнике или просто внутри палатки - комары!
Вуктыл - Конецбор
С утра проснувшись посмотрел на велик, решил что износ и скрип передних колодок уже за гранью приличий, поменял. Дома на стойке - заняло бы три минуты, тут заняло 10 =)
До реки Козлаю - регулярно ездят. Перед мостом через Козлаю за полкилометра рамыта дорога и следы автомобильных покрышек заканчиваются, а за мостом, на переходах через болотца, появляются следы мишани. Ехал в свисток периодически свистел - пусть боятся, что физрук в лес пробрался и сейчас заставит интервалы бегать.
По координатам N 64.09387° E 57.29481° в лесу стоит радиомачта, неподалёку вертолетная площадка, на бытовках написано что-то про Газпром и дальше начинается радикальный зимник, по которому в лучшем случае идти пешком 5км в ч, а в худшем - прямо по болоту и по ивняку по воде и с кочки на кочку. Комарища тьма, кофту-сетку забрызгал антикомарином, но всё равно находят места и жрут.
Где-то в N 64.17543° E 57.40253° на выходе в бор я было решил что все, болота закончились, дальше еду, но нет, спустя несколько сотен метров "дорога" опять стала зелёной и там были два самых ацких болота. Вообще с фэтбайком неплохо - пару раз обе ноги начинали уходить в трясину или кочки под ногами начинали тонуть - просто опираешься на велик и вылезаешь. Отметил для себя, что болота заросшие ёлочками проходить хорошо и приятно, ковер везде надёжный и крепко держит, просто очень сыро и мягко идти. А вот болота с березами - это полная дрянь и надо держаться постоянно вблизи деревьев т.к. вдали от них опасная и бездонная трясина-глина-торф.
Уже во второй половине дня вышел на расстояние сотни метров от берега Печоры, автомобильные следы на дороге так и не появились, но был какой-то прогал в сторону реки. Прошел в него, изначально думая что "на бережку хорошо, сухо, песочек - приготовлю обед" - выхожу к берегу - все в зарослях карликового ивняка и травы, песка никакого нет, весь берег - смесь сырой глины и щебёнки, тучи комарья. Все очень неуютно и непривлекательно =) перемазался этой глиной, совершил импульсивный поступок - надул пакрафт и вылез на воду.
По воде проследовал мимо устья реки Щугор, полюбовался на торчащий вдали за лесом Уральский хребет Сабля и перегрузился обратно на велосипед на пляже в Усть-Щугоре. Там поговорил с местным мужчиной, он пообещал мне дорогу через сухие боры и после них брод чуть выше колена через реку Малый Соплеск.
За Усть-Щугором все так и было, болота были, но только сбоку, я сам ехал по сухому песку. Уже давно хотел поесть т.к. только завтракал и днём съел всего несколько сушек. Остановился прямо на краю дороги, начал готовить на щепочнице, стало холодать, запалил рядом в полутора метрах костёр. Заодно и комаров разогнал, есть потом можно было не через щёлку в накомарнике.
Отужинал, поехал дальше, автомобильные следы уходили влево и вверх, я пошел прямо вниз к реке, как вел меня заготовленный трэк, уперся в смытый мост N 64.32257° E 57.59958°. Время было уже позднее, ближе к 12, поэтому решил что утро вечера мудренее, лег спать, готовый с утра разгружать велик и штурмовать перелаз. С утра пока завтракал, порассматривал карту и понял, что скачанная в телефон карта яндекс более актуальная чем osm и что те следы которые шли вверх, приводят к броду чуть выше по реке N 64.32313° E 57.59371°
Брод не для "Нивы", а скорее для УАЗика с лебёдкой или для Шишиги - топкий глиняный заход и глиняный выход, само дно - твёрдое каменистое. Уровень воды - действительно по бедро. Велик не разгружал, перенес на руках. На выходе дичайше перепачкался по колено грязищей, которую потом смыл в Печоре по координатам N 64.32935° E 57.66277°, где дорога красиво выходила из лесов и болот на каменистый берег.
После брода до Усть-Соплеска - боры, все сухо, болота если и есть - где-то по бокам. Знатно покрутился по Усть-Соплеску, не нашел магазин, но налил воды в водоколонке, нашёл смотровую, с которой видно Уральские горы, сфоткать их не получилось - еле проглядывали в дымке.
За Усть-Соплеском поехал по своему OSM-ному трэку, упёрся в брод в который лезть вообще не хотелось - и по реке глубоко и крутые заросшие кустарником и травой берега.
Посмотрел-решил что вполне можно уже тут вылезти на Печору на лодке - до деревни Усть-Воя, после которой точно нет никаких дорог, оставалось менее десяти км по прямой. Поднялся от этого брода назад, поехал внутрь деревни, покатился по какой-то дороге спускавшейся к Печоре и внезапно выехал к роскошному совершенно мелкому каменистому броду через Большой Соплеск по которому ездят. И даже заход-выход не очень топкие. Ура - хоть десяточка, но по дорогам гораздо быстрее, чем на лодке. Для справки - сплав я не особо люблю, мне скучно и воспринимаю его как неизбежное зло и способ перевезти велосипед через участок, где нет никакой дороги.
Перешел брод, дальше дороги до Усть-Вои идут по борам, все сухо, все едется легко. В Усть-Вое огромная каменная коса, к ней пришвартована баржа. Сходил на неё поговорил, может подбросят - капитан сказал что "грузимся, может еще пару дней грузиться будем" - посмотрел все сплошь газпромовские машины на барже и на косе. Чо-то по газу или нефтянке сооружать собираются. Мне сказали что завтра планируется пассажирское судно, но до завтра ждать - я со скуки опухну. Надул пакрафт, поехал по воде.
Ветер встречный - если не грести - стоишь на месте. если грести - 6км/ч. Пришлось грести, на излучине ветер стал чуть попутным, можно было не грести и даже кажется чутка подремал. Течение 3км/ч в среднем.
Когда проплывал Нижнеберёзовск - сходил на берег и немного углубился по дороге в лес. Так и не понял, брошенный это поселок или нет. Вроде там и зона какая-то была и воинская часть. Где-то за кустами проглядывал УАЗик, но кажется что он был не на ходу и вполне вероятно УАЗ там оказался зимой по зимникам и льду и его там бросили когда поломался. От этого Нижнеберезовска никаких дорог никуда не идет, уходят в лес только лесовозные усы.
На берегу сделал ужин, поел, проплыл еще немного по реке (из-за мишани нежелательно спать там, где ел) и недалеко от устья речки Позорихи переночевал на берегу у леса с красивущим закатом.
Наутро повезло - встал - штиль. Никакого встречного ветра. На радостях поплыл не завтракамши. Дичайшие количества слепней, т.к. лес рядом. Вылезание на середину реки мало что меняет - слепни летают и там тоже т.к. везде вокруг или лес или болото.
К середине дня проголодался и уже за деревней Приуральское выходил на правый берег готовить еду. Там возле меня остановилась семейная пара, которая рыбачила, поболтали, как всегда забыли сделать селфи. Советовали мне зайти в какие-то музеи там по посёлкам, но эти локальные краеведческие музеи - явно не моя тема =)
Конецбор выглядит как дачный посёлок. В лесочке перед ним и далее по грейдеру на меня накинулись очень страшные комары и очень страшные слепни. я от страха аж ветровку и накомарник на лицо надел!
Где-то там на этом грейдере встретился на обочине то-ли деревянный комар, то-ли ктулху
За деревней Бызовой (в ней начинается асфальт) неподалёку от перехода ЛЭПки через Печору ночевал на верхатуре с красивым видом реку и на опоры ЛЭП в месте цивильного отдыха со столиками, мангалами и лавками.
Первоначальная оптимистичная оценка времени преодоления перегона Вуктыл-Конецбор оказалась практически верна - 3 дня + еще с утра докатиться 20 км до города Печора и цивильного завтрака в тамошней кафэшке.
Пока завтракал в Печоре, смотрел в карту и в календарь, осознавал свои планы и я так рассчитал, что у меня есть 3, максимум 3.5 дня на то чтобы оказаться в Нарьян-Маре в рабочий день а не в выходной, чтобы была возможность отправить велик домой логистической компанией.
Спринт до Нарьян-Мара
15 июля - грейдер + паром
Паром из Печоры "на материк" - не взял денег за провоз, при этом показал красивый железнодорожный мост, совмещённый с ЛЭПкой т.к. перевозил не "напротив", а в посёлок Кожва, находящийся рядом с жд мостом.
Дальше километров 80 грейдера, на котором кажется единственное интересное, что встретилось - указатель городского округа Усинск. При этом, до этого самого Усинска - еще 2 реки и 100км парома.
на дороге висели таблички, что "автозимник на Усинск закрыт". Как на них реагировать я не понимал. Когда доехал до деревни Усть-Лыжа, спросил, сказали что дорога на карте (по которой меня вёл OSM) - это и есть тот самый зимник, а паром - он ближе. Прямо в пяти километрах за Усть-Лыжей.
Выехал на берег - стоит паром, занято полпалубы, ждут полной загрузки. Поговорил с паромщиками - я и велик их удивили. Выглядел я к тому моменту уже неплохо т.к. разговор о переправе паромщики начали с вопроса "а деньги-то у тебя вообще есть?" =) Спросили "чего будешь делать 5 часов"? я ответил что на палубе спать буду. Попросили 1т.р. торговаться не стал.
Водители периодически ходят к паромщикам "чо как, когда поедем, поехали уже!", те отбиваются "да подождите вы". В итоге водители уговаривают, паром отчаливает, только отчалил - на берег приезжает 3 машины. Паром опять швартуется - грузит две из них. Третья не едет - этом местные приехали покурить с видом на реку.
Мне показывают место, где разлечься, закидываюсь в качестве и обеда и ужина сушками и пряниками, раскладываю на палубе парома коврик и спальник, надеваю накомарник на лицо, засыпаю. Пару раз просыпаюсь и подбрызгиваю сеточку репеллентом а то начинают садиться комары и покусывать - будить.
16 июля - паром - асфальт - плиты - плитно-асфальтовый ад
В этот день у меня юбилей - исполнилось 50 лет. Будят через матюгальник - "Турист, вставай, приехали в Усинск".
Час утра (ночи), паром швартуется в Парме. Выхожу на берег - отхожу немного в сторону, набираю по берегу палок, зажигаю щепочницу, варю гречку с тушенкой, наедаюсь - кайф. Еду в Усинск - все закрыто, ни кафе ни магазинов. Фоткаю велосипед у Комара и на выход, на север! Усинск полон офисов разных нефтяных компаний. Куча разных названий знакомых и незнакомых.
Севернее Усинска, когда начинается Усинское месторождение, висит дорожный знак как бы населенного пункта "головные сооружения". Посвящен, я так понимаю, нефтеналивному комплексу и Усинскому ГПЗ. Сами эти головные сооружения и последующее месторождение с факелами выглядят как промзона. Здания, мачты, заборы, трубопроводы, факелы.
За 50км от Усинска дорога переходит в плиты и еще через примерно 10ку это все превращается в полный ад - подуставшие плиты покрытые сверху старым асфальтом - трещины во всю дорогу. Грузовики часто едут не по твердому покрытию, а по обочке раскатывая её в песчаные ямы. Где-то трещины можно объехать, где-то оттормаживаешься до нуля, где-то по обочке объезжаешь. Скорость падает и постоянные удары в руки и задницу. Зато не скучно, едешь не один - слепни рядом жужжат, вперед-назад летают, периодически на руле катаются.
На знаке "полярный круг" стояли ребята чинили что-то в машине. Один из них был в маечке, поболтали, посмеялись за слепней, сфоткались.
Въезд в НАО совпадает с началом тундры. Достаточно резко заканчивается лес и начинаются просторы покрытые мхом и ивняком, по которым идут трубопроводы Харьягинского месторождения.
Качество плитного покрытия при въезде в НАО ощутимо улучшается по сравнению с Коми и даже встречаю дорожную бригаду с болгарками, сварочными аппаратами, ломами и гудроном, которая выравнивает плиты и заливает стыки.
Ночевка в живописном месте на берегу р.Харьяги. Речка, закат, ровная и сухая песочная площадка, все как мы любим. Куча мошки из ивняка. С вечера чутка подъела - с утра её сдувало.
Вопреки ожиданиям в безлесной тундре недостатка в дровах не испытал - по проезжей части валяется куча обломков штакетин, брусков, обломков палет и прочей древесины. Да и в карликовом ивняке несложно наковырять сушин, только сетку надевать надо.
День был длинным, дорога утомительная, как засыпал даже и не помню. Вырубился сразу приняв горизонтальное положение. Навигатор сбойнул, трэк за этот день записался только первая часть с раннего утра и где-то до 9-ти. Весь день и вечер т.е большая часть трэка утрачены.
17 июля - грейдер
До реки Шапкина грейдер как грейдер. шныряет много самосвалов, возят песочек. В тундре периодически стоят нарты, на которые что-то навьючено. Видимо оленеводы, откочевывая к Карскому морю, спокойно оставляют часть ненужного инвентаря здесь. По ложбинам встречаются снежники - видимо не тает из-за наличия вечной мерзлоты.
С утра ехал километров 30-40 вслед за ровняющим дорогу грейдером. Очень хорошо и приятно. Когда его догнал и обогнал, меня накрыло дождем и даже где-то погромыхивало. Увидел впереди стоянку дорожной техники и тракторов - побыстрее докрутил до нее. чтобы если гроза прям до меня дойдет, стоять не в чистой тундре, а чтобы рядом были трактора, которые повыше меня. За полчаса дождь унесло - покатил дальше.
Сразу за рекой Шапкина - здоровущая автобаза. Километрах в пяти за ней перпендикулярно дороге, по которой я ехал, куда-то в сторону северо-востока поверх тундры отсыпают грейдер.
За этой стройкой дорога становится поуже, грузовой траффик практически исчезает. Еду по всей этой тундре, наблюдаю в 9 красивейший закат. Примерно к 23-50 докатываюсь до дорожного знака "Нарьян-Мар" фоткаю велосипед, возвращаюсь назад к лесочку перед пос.Искателей и заваливаюсь спать.
18 июля - Нарьян Мар.
С утра vk вижу под своим постом с великом в Нарьян-Маре комментарий от Дмитрия из #ВелоНАО "добро пожаловать". Договариваемся, подъезжаю к нему на работу, с этого момента он берет мою судьбу в свои руки кормит, поит чаем, обеспечивает квартирой для ночевки, инфой по городу и т.д. Сидим, общаемся, потом я со спокойной душой покупаю авиабилет с перевозкой велика, далее еду в почту россии, гружу в мешок весь практически спортинвентарь - палатку, кухню, внутрирамную сумку, пакрафт, весла, коврики, остатки еды, итд. и отправляю себе по почте. С собой оставляю самый минимум вещей и велик.
Потом еду - чуть шляюсь по городу, потом в квартиру - моюсь, потом еще чуть шляюсь по городу
Вечером встречаемся, приезжает еще девушка с ВелоНАО Люба, едим что-то вкусное из оленя, потом еще несколько часов рассекаем на великах по Нарьян-Мару и пос.Искателей.
В какой-то момент осознаю, что хоть и светло, но времени то уже больше 11-ти и уже нормально так срубает спать. Едем в нарьян-мар там сердечно прощаемся и я, немного поспав, с утра валю в аэропорт. Когда летел - в основном спал, но открыв глаза и увидев снизу реку, признал реку Мезень и село Лешуконское в месте впадения р.Вошка.
Спортинвентарь
антимоскитный костюм из сеточки на все тело + брезентовые штаны - без этого поездка была бы невозможна =) чутка не хватало брезентового верха от брезентовых штанов - на болотах было бы полегче. Важный элемент - отдельная сеточка на голову, боотающаяся на шлеме - ее натянуть на лицо 3 секунды.
велосипедка outleap hercules 2018 или 19г на штатных колесах 4.8''. у меня в эту раму есть вторая пара колес поуже (29x2.25) - но по песчаным барханам от Вуктыла до Усть-Вои - они бы не поехали как ни стравливайся - ширина решает
пакрафт кулик long, весло звёздочка
палатка blackdeer ultralight 2p
Коврик - гармошка с алиэкспрес, спальник - пуховый квилт flames creed с алиэкспрес
все остальное - самодельный крепеж на стропах из ашана или с али.
Вода - фильтр Miniwell при этом всякие комплектные шланги к нему нафиг не нужны - наливаешь полторашку прям из реки или болота, навинчиваешь фильтр, выдавливаешь воду в питьевую емкость.
упаковка еды - крупа, сахар, порошок изотоник, сухое молоко - было расфасовано в поллитровые и литровые бутылки из под молока и напитков с широким горлом. Никаких пакетиков и кулёчков. Никакая влага была мне не страшна.
Обувь ездовая - spd велоботинки tiebao которые живут у меня аж с 2016года уже драные и с ослабшими липучками - пожалуй пора выкинуть. Обувь для бродов, болот, лагеря - Eva галоши из ашана, сплошные (без дырок, в которые песочек насыпается)
Оценка стоимости отпуска
Билет на поезд Киров-Ухта - около 3т.р.
Отправка мешка 17кг Нарьян-Мар - Москва Почтой России - 7т.р. - переплатил т.к. по невнимательности заказал с курьерской доставкой, а не самовывоз из отделения почты
Паром Усть-Лыжа - Усинск - 1т.р.
Авиаперелёт премиум билетом с перевозкой спортинвентаря и лимитом 20кг багажа - 17т.р.
Еда - думаю в пределах 1тр в день, даже с учетом того что кафэшки в Вуктыле и в Печоре были за 600.
итого думаю уложился в 40т.р. за 50т.р. - точно не вышел.
Общие впечатления по поездке
Вышло попроще чем в 2023г. Мезень или в 2022м Пинега. Практически не устал, в последние 2 дня отдолбил руки на плитах, но если бы не ставил себе задачу махнуть Печора->НарьянМар за 3е суток, то ехал бы более расслабленно и не отбил бы.
С погодой повезло - только один ливень был и где-то по мелочи моросило. Затяжных дождей не было. Также повезло что в дни перегонов по воде не было штормового встречного ветра, который надо было бы пересиживать
Привет! Спасибо! по OSM - он нормально наполнен в людных местах и часто отстаёт от реальности в безлюдных. Ну или народ ленится править карту. Я вот по возвращении все броды там в правильных точках нарисовал =) типа community contribution...
Путешествие огонь
ОтветитьУдалитьОлежа, поздравляю с наступившим Юбилеем!
ОтветитьУдалитьЗа инфу по болотам - благодарствую.
OSM, действительно, стал не так хорош, как раньше.
В качестве альтернативы скачал maps.me
Очень интересная география и зачетный рассказ!
Ты самый крутой велотурист из тех, кого я читаю с удовольствием!
Привет! Спасибо! по OSM - он нормально наполнен в людных местах и часто отстаёт от реальности в безлюдных. Ну или народ ленится править карту. Я вот по возвращении все броды там в правильных точках нарисовал =) типа community contribution...
УдалитьУ юристов это называется "pro bono" :))
ОтветитьУдалитьТоже хотел править, но сил нет. Надо как-то выгребать по жизни.