2023-09 Два ПВД в линию - Казань - Камское Устье - Ульяновск - Сенгилей - Светёлка - Сызрань
Два велопохода выходного дня в золотую осень по Среднему Поволжью, от Казани до Сызрани правым берегом Волги. По дороге всякие-разные достопримечательности - Виды на Казань с Верхнего Услона, Волжская Тропа, Новый Мост под Казанью, Камское Устье, Абугинская гора, Сенгилеевские горы, новый мост в Тольятти, Волжский утёс Светёлка, Белый камень.
Прекрасная утренняя Казань, позавтракал фастфудом у метро Яшьлек и покатил к мосту через Волгу
Переехал мост и свалил с загруженной трассы на Волжскую Тропу , которая полями поверху привела в Вархний Услон
Дальше поля, логи, итд, Волжская тропа значится пешеходным маршрутом, но кажется как веломаршрут она интереснее. Для пешего похода там на мой вкус слишком много длинных перегонов полевыми дорогами или даже асфальтом. При этом в целом на маршруте препятствий затрудняющих передвижение на велике нет. Есть какие-то броды глубиной три см, лесенки, крутые спуски в логи, итд по мелочи. В общем хороший, такой, приятный веломаршрут с редкими кусками велопоноса по 10 метров длиной =)
Вдали долго мелькала стройка скоростной трассы и моста через Волгу, в итоге доехал до стройки, спустился по косогору, поднялся по косогору.
Где-то там я осознал что вечереет, ночевать я хочу на Камском Устье, а до него еще примерно полтинничек. отклонился от Волжской Тропы и докатил до Камского Устья асфальтами.
Ночевал на бугре за Камским Устьем. С утра поставил будильник за 30 мин до рассвета, встретил рассвет, пофоткал баржи на Каме и Волге.
Это самое широкое место Волги, поэтому виды на водные просторы там феерические. Самое широкое место Волги находится там, где она сливается с Камой — в районе поселка Камское устье ширина достигает 40 километров. Местный краевед Иван Маховик рассказал, что до 1956 года (до строительства Куйбышевского водохранилища) к началу лета ширина Волги в районе Камского Устья составляла всего 1 км, а к августу становилась 800 м. Течение на реке тогда было в разы быстрее, чем сегодня.
Поездил полями и асфальтами, снял видос с селфи-палки, едучи высоким берегом вдоль Волги. Площадка, на которой рядом расположены церковь и мечеть - это место гибели теплохода "булгария".
В Тетюшах пообедал, пофоткал в центре дома в Поволжском стиле. Дальше попробовал продолжить по Волжской тропе, не не зашло. Там дорога уходит в лес, по ней и ехать муторно и видов никаких красивых нет. Вернулся на асфальт и попилил асфальтом в Ульяновск.
Дорога к Ульяновску идет между Волгои и Свиягой. Волга течет на юг, а Свияга в нескольких километрах "через возвышенность" течет параллельно и навстречу, на север, и впадает в Волгу в 150км севернее. В Ульяновске р. Свияга и р. Волга сближаются на расстоянии меньше 2 км. Самое узкое место между двумя реками в городе достигает всего 1420 метров, это менее чем полтора километра!
Перед тем, как въезжать в Ульяновск отклонился к Волге и дорога провела меня мимо чего-то военного
В центре Ульяновска посидел на смотровой, пофоткал закат на Волге и старый "императорский" мост, по которому нельзя ездить на велосипедах и ходить пешком.
2023-09-16/17
Выезд из Ульяновска на юг запомнился полями аэрации, от которых ощутимо пованивало. Камыши, звуки журчащей воды, ... Наверное все это течет или ранее текло в Волгу =) В непосредственной близости дачи. Прикольно им наверное шашлычки жарить когда ветер с очистных сооружений.
Дальше дорога уходит в огромный дачный массив - снт ключ, снабженец, родник, парус, волжские зори и все в таком духе =)
Дальше съел шавуху в Новоульяновске, поболтал с тетей которая её крутила и с продающим рядом арбузы мусульманином (борода, четки, такия, ...). Мужик рассказал, что за день до этого там проскакивали питерские велосипедисты, едущие Самара-Казань или типа того.
На выезде с Новоульяновска вышел на берег снял видос, потом проехал чуть дальше и снял еще один с селфи палки перед серпантином, спускающимся к Панской Слободе.
Дальше поехал к Арбугинской горе. По дороге на грунтовке ломил со всей дури как по асфальту, не увернулся от рассыпанной в одном месте крупной щебенки, пробился, заклеился. BadLuck+1
Прямо перед смотровой площадкой горы забор и ворота, чтобы не проезжали автомобили, на квадроцикле сидит мужик с корочкой, показывает на QR код на стенде рядом, чтобы оплатить посещение заповедной территории. Наверное раньше, когда туда можно было свободно выехать, на машинах приезжали отдыхающие и оставляли горы мусора. Сейчас чисто-цивильно.
До Цемзавода и далее до Сенгилея ехал какими-то тропинками по холмам и лесостепи.
Красота неописуемая и погода вполне летняя.
Где-то там на дороге, в районе Елаура меня толкнула легковая машина. Две машины ехали одна за другой, первую слышал отчетливо, вторую-нет. Получил пинок сзади, он об мою подседельную сумку сломал правое зеркало заднего вида, которое рассыпалось со смачным звоном, у меня из подседельной сумки вырвало центральную стропу, прижимающую пенку. Я вильнул, но не упал. Автомразь конечно не остановилась и укатила. Хорошо, что на сумке рядом с местом, откуда оторвалась стропа, была пара пластиковых колечек, привязал стропу узлом, поехал дальше. badLuck+2
За Сенгилеем постепенно завечерело. Впереди по диагонали слева направо шел ливень, меня не намочило, но дорога была мокрой. Где-то в районе Русской Бектяшки и Мордовской Бектяшки асфальт закончился и пошло километров около пяти глинистого грейдера и грунтовки. Это граница Самарской и Ульяновской областей. Поскольку за час до этого был ливень, шоссейный велосипед резко перестал ехать: скользко и чернозема на колеса намотал так, что они крутиться перестали. Шел по краешку, по травке, в паре мест носил велик в руках.
Доехал до мест, где дождь не проходил и заночевал на меже у поля, на краю оврага, с видом на Тольятти на противоположном берегу Волги. C утра поставил будильник за 15 мин до рассвета, пофоткал зарю. Также при помощи телеобъектива к мобилке пофоткал на горизонте строящийся мост через Волгу.
По дороге до Левашовки всякие прекрасные поля и холмы, дорога идет верхами, при подъезде к реке Маза - поворот в сторону Климовки.
Дальше, из Климовки поехал по строящейся трассе, которая еще не открыта для автомобильного движения. Когда подъехал к мосту через реку Маза, который еще не достроен, рабочие сказали "иди прямо верхом, по мосту, вон мостки, только осторожнее".
Следующей интересной точкой на маршруте был санаторий Волжский Утес и гора Светелка. Интернеты полны уринотерапевтических текстов про мистику, место силы, шаманов, друидов и тибетских волхвов.
Я поднялся на гору по горнолыжному склону. Рядом со мной бодро поднялся мужчина чутка постарше меня (60+), рассказал что только что сбегал там 3 раза вверх-вниз. Вот у него это точняк место силы =). Поболтали, поугорали с того, что я там шел вверх с примерно 20ю кг лишнего веса (велик+шмотки), типа ощутил себя жиробасом.
Наверху расположен верхний блок горнолыжного подъемника, стройка какой-то горнолыжной инфраструктуры и там вид на две стороны на петли Волги. С этой горы видно и куйбышевское водохранилище выше ГЭС и на юге вдали петлю Волги идущую от Самары к Сызрыни ниже ГЭС.
После Светёлки поехал смотреть на Белый Камень - Подходы к Белому Камню, последние 1.5 - 2 км. - тропа через лес. На этой тропе я с великом обогнал пару организованных групп. Вот что значит узкий руль шоссейника. С рулем 740мм - передвигаться так быстро через лес не получается.
По дороге до Сызрани - бесчисленное число красивых полей, холмов и степей. Где-то там по дороге пробился на асфальтовой дороге лежащим камнем. badLuck+3
Уже в самой Сызрани за пару-тройку кварталов до вокзала спустило заднее колесо. Добежал до вокзала пешком и услышал объявление что "пассажиры займите свои места, поезд отправляется". badLuck+4. Сдал билет на верхнюю боковушку, купил новый, в двухэтажном поезде "Тольятти-Москва".
Текущее состояние вокзала Сызрань-1 это какой-то ппц. Вокзал и так-то расположен не особо удачно, здание вокзала между двух товарных и сортировочных веток. А сейчас еще мост, ведущий к вокзалу из города ремонтируют, проход к вокзалу через подземный переход под ж/д путями, в котором вообще нет света и пешеходы светят себе телефоном, как фонариком.
В общем поездка прошла хорошо, увидел огромное количество очень красивых мест, надо будет примерно по тем местам продолжать, например выкатиться по правому берегу Волги, но южнее Саратова, в сторону Волгограда. Конечно надо ехать на MTB - выигрыш в скорости, который я получил на асфальте вполне "съелся" когда я менял пробитые камеры.
Позабавило необычно высокое количество badLuck событий в поездке 16/17 сентября.
Кстати, траекторию "за Сызрань, вдоль Волги" - можно продолжать по такому шоссейному трэку. Там Хвалынск, Саратовская ГЭС в Балаково, а дальше на нижнем берегу волги Энгельс, Маркс, немецкие поселения, итд.
Олег, этот замечательный маршрут, конечно лучше проехать по грунтовкам. Но где же взять столько времени? А места, да, эпические! Как ты говорил, и с чем я совершенно согласен - Волга впадает в Каму. Нужно как минимум видеть две эти реки на разных участках. И конечно же, учитывать годовой водосброс каждой из них и средний диаметр сечения русла. Более того, истоки Камы - горные североуральские реки. А Волги? Нет, Волгу я тоже очень люблю, но больше - разумность, вопреки стереотипам. Отличный поход, спасибо!
насчет грунтовок - я думаю, что достаточное представление о том, какая там местность, я составил. возможно пару красивых видов с какого-нибудь утёса я и пропустил, но мне кажется главное - типа горы лобач в камском устье, два строящихся моста, утес светёлка - я видел =) на участке от ульяновска на юг я ехал на шоссейнике и там на спусках в логи я прям запарился =) тросиковые тормоза и узкие роторы весьма фигово тормозят на каменистых спусках.
кстати, исток камы - не очень-то горные уральские реки =) От деревни Кулига до Уральского хребта под 300 км =)
Исток - понятие обширное. Подземные грунтовые воды, притоки, болота и т.д. Поэтому я и написал - истоки, а не исток. Как говорится, с миру по нитке :) На счет атмосферы - в нее надо погрузиться, впитать, почуять, проникнуться и может быть, осознать. Я давно отказался от дежурных пролетов для "галки", чтобы чисто посмотреть. На Камские берега я ездил 17 лет (правда не на велике), и только лет через 5-7 я стал чувствовать этой край, дух его природы. Поэтому я и сказал в отчете о Можайске, что леса запада, совсем не похожи на леса севера или востока, тем более на предуралье - дух другой. А с виду все одно. Такие дела, брат. Не надо торопиться. "Великий путешественник не выходит со двора" :)
мне не нравится много раз ездить в одни и те же места. =) по можайским местам и всему вот этому западному подмосковью я вообще весь подростковый возраст провел там на даче (рузский район, окрестности сычевского ГОК), поэтому тамошние места не люблю и ими не интересуюсь =) во взрослом возрасте только необходимость доставки детей на дачу, на природку, заставляла меня там оказываться =)
общался тут со знакомым, который родом из Самарской области из Жигулей. и внезапно он рассказал, что вообще ниразу не был на волжском утесе, на светелке, в усолье и вообще в этих всех местах - дичайше этому удивился =))))
Олег, этот замечательный маршрут, конечно лучше проехать по грунтовкам. Но где же взять столько времени? А места, да, эпические!
ОтветитьУдалитьКак ты говорил, и с чем я совершенно согласен - Волга впадает в Каму. Нужно как минимум видеть две эти реки на разных участках. И конечно же, учитывать годовой водосброс каждой из них и средний диаметр сечения русла. Более того, истоки Камы - горные североуральские реки.
А Волги? Нет, Волгу я тоже очень люблю, но больше - разумность, вопреки стереотипам.
Отличный поход, спасибо!
насчет грунтовок - я думаю, что достаточное представление о том, какая там местность, я составил. возможно пару красивых видов с какого-нибудь утёса я и пропустил, но мне кажется главное - типа горы лобач в камском устье, два строящихся моста, утес светёлка - я видел =) на участке от ульяновска на юг я ехал на шоссейнике и там на спусках в логи я прям запарился =) тросиковые тормоза и узкие роторы весьма фигово тормозят на каменистых спусках.
Удалитькстати, исток камы - не очень-то горные уральские реки =) От деревни Кулига до Уральского хребта под 300 км =)
Исток - понятие обширное. Подземные грунтовые воды, притоки, болота и т.д. Поэтому я и написал - истоки, а не исток. Как говорится, с миру по нитке :)
ОтветитьУдалитьНа счет атмосферы - в нее надо погрузиться, впитать, почуять, проникнуться и может быть, осознать. Я давно отказался от дежурных пролетов для "галки", чтобы чисто посмотреть. На Камские берега я ездил 17 лет (правда не на велике), и только лет через 5-7 я стал чувствовать этой край, дух его природы.
Поэтому я и сказал в отчете о Можайске, что леса запада, совсем не похожи на леса севера или востока, тем более на предуралье - дух другой. А с виду все одно.
Такие дела, брат. Не надо торопиться.
"Великий путешественник не выходит со двора" :)
мне не нравится много раз ездить в одни и те же места. =) по можайским местам и всему вот этому западному подмосковью я вообще весь подростковый возраст провел там на даче (рузский район, окрестности сычевского ГОК), поэтому тамошние места не люблю и ими не интересуюсь =) во взрослом возрасте только необходимость доставки детей на дачу, на природку, заставляла меня там оказываться =)
Удалитьобщался тут со знакомым, который родом из Самарской области из Жигулей. и внезапно он рассказал, что вообще ниразу не был на волжском утесе, на светелке, в усолье и вообще в этих всех местах - дичайше этому удивился =))))
Удалить