Шоссейная велопоездка по черноземью и и поволжью уложенная в 2 выходных. За 4 ходовых дня прокатил чуть больше 800 км, все на полном расслабоне, ни разу не заголодал, ниразу не натёр задницу, ехал, смотрел на окружающие природные красоты. Любите ли вы грунтовки и вообще дороги черноземья и повольжья так, как люблю их я?
На заглавной фоточке - памятник Первопоселенцу в г. Пензе, посвящённый основателям и первым жителям этого города. Монумент символизирует два начала в судьбе первопоселенцев Пензы во второй половине XVII века — оборону юго-восточных границ Русского государства от набегов степных кочевников и крестьянский труд.
В Рузаевку приехал полшестого утра поездом 014УМосква-Челябинск. Проехал окраинами Саранска, ездить в центр города, смотреть на лисичку не стал, т.к. уже видел её раньше.
Как всегда в Черноземье - по местности не особо много достопримечательностей, они расположены в основном в городах, при этом сама местность бесконечной красоты. Просторы лесостепи, балки, лесополосы, поля до горизонта. Перед Пензой дорога идет километров 70 вдоль Суры, поэтому слева поле, справа река, за ней холмы и лес.
В Пензу въехал к середине дня через какие-то задворки с промзонами, даже не помню, чтобы какая-то стелла была с названием города. Докатил до центра, пообедал. Центр красивый, благоустроенный, модная набережная и пешеходная ул Московская.
В центре на ул.Пушкина стоит памятник "добрый ангел мира". Был открыт в 2009 году на средства фонда «Меценаты столетия» Как оказалось, совершенно идентичные памятники установлены примерно в те же годы в Москве у метро Братиславская а также в центре Донецка на деньги Р.Ахметова и еще в куче городов. Это был успешный бизнес - контора, продавала всем желающим ею же учреждённые ордена, медали и разнообразные почётные звания. Судя по статье - некоторая часть этой суммы действительно пошла на благотворительность, а большая часть на рекламу, управленческие расходы и поиск и чествование в торжественной обстановке меценатов и благотворителей.
Особенно интересно читать про этот успешный бизнес на фоне неуспешного бизнеса - Пензенского велосипедного завода им.Фрунзе: В 2016 году работники предприятия пикетировали здание заводоуправления, блокировали автомобили руководства, обратились в Суд с требованием выплатить зарплату. В этом же году предприятие опечатано, за долги отключён свет, вода, прекратил работу официальный сайт завода. Собственник задним числом уволил сотрудников, новый директор делал попытки выставлять частную охрану от мародёров, после чего завод прекратил своё существование.
Судя по статье https://varandej.livejournal.com/966705.html часть достопримечательностей Пензы я пропустил, в частности светофорное дерево, водонапорную башню, мост 1970-х годов с опорами типа "бегущая лань" и какое-то количество советских мозаик. Еще, судя по карте, в Пензе несколько ж/д вокзалов, причем в отличие от мск и спб, они без имен собственных, а с номерами типа Пенза-1, 2, 3, 4
Выезжал из Пензы на юго-восток также какими-то промзонами с ж/д переездами, но там номерного вокзала не было.
Где-то на пересечении с лесополосами у меня закончилась вода и еда, начал думать надо ли мне срочно возвращаться назад и рыскать по селу Кондоль в поисках магазина, я в итоге решил что еду вперед 15-20км до Саловки.
Примерно в тех местах я пересёк водораздел Волги и Дона потому, что в Пензе была еще Сура, впадающая в Васильсурске в Волгу, а чуть южнее уже Хопёр, который является притоком Дона.
Когда доехал до Саловки, то там нашлась и колонка с водой и ларёк с молоком, расположенный прямо на чьем-то участке, за забором.
Заправился, доехал до показавшейся мне привлекательной лесополосы с красивым видом на закат и заночевал в ней. Как показал навигатор, суточная дистанция составила 250км, похоже немного в хвост поддувало и еще поезд приходящий полшестого утра тоже способствует.
С вечера выключил все будильники, ночью спал по времени чуть больше 9 часов, хорошо выспался, с утра неспешно копошился, завтракал, собирался. Несмотря на это - до Ртищева, откуда у меня уже куплен обратный билет билет, 100км и до поезда чуть больше 11 часов. Поехал не торопясь.
Сначала попался Колышлей - там из достопримечательностей - магазин Магнит с мороженкой, высоченный элеватор еще советских времен (бетонный) и самолет на въезде. После Колышлея пару раз попадались современные элеваторы из металла. Что кстати забавно, в тамошних сетевых магазинах Магнит и Пятерочка вообще ниразу не попадался рефтамид от клеща. Видимо в этих сельскохозяйственных краях клеща практически нет.
Дальше по дороге попался Сердобск. Город основан в 1698 году засечным сторожем Лисициным Александром Александровичем Пензенского уезда как Сердобинская (Архангельская) слобода сторожей корабельных лесов, когда, возвращаясь из Азовского похода, царь Пётр I посетил Саратов и «дал указание посмотреть угожих мест в Пензенскую сторону, да установить там сторожи».
При въезде в Сердобск видны номера домов по ул Ленина - 300+ - т.е. это самый-самый конец этой улицы. Где-то в середине ул Ленина встречается смешная автобусная остановки в виде луковицы, а в самом центре церковь конца 19 века. Выезжал из города какими-то грунтовочками, решив "чо я не эмтобэшник чтоле..."
При подъезде к Ртищево времени до поезда оставалось все еще около 4 или 5 часов, поэтому свернул вправо, чтобы сделать петлю и посмотреть на реку Хопёр. На Хопёр посмотрел в деревне "Курган", а потом вдоволь накатался по полевым дорогам.
При подъезде к Ртищево, как видно на фото выше, железнодорожная ветка, по ней ездят поезда в Москву. Ветка не электрифицирована. прямо перед самым въездом в город циклопических размеров свалка. Мне кажется что некоторые московские свалки были примерно такого размера - километра полтора в длину.
Заехал в магазин, купил бутылку молока и, поскольку времени до поезда было еще часа два с половиной, съездил на юг от города, посмотрел дорожную развязку A-298 и Р-204, пересечение дороги с железнодорожной веткой (идущая на юго-запад ветка электрифицирована), зажёг печку щепочницу, сварил гречку и съел её с молоком - поужинал, чтобы в поезде есть не хотелось.
Потом возвращаясь на станцию немного срезал грунтами-полями, сделал несколько красивых фото с дорожкой в лучах заката и поездом на насыпи.
На здании вокзала, внезапно, памятная доска с упоминанием полярника Фритьйофа Нансена, который оказывал помощь во время голода в Поволжье. Нансен крут невероятно, какие то его книги выложены тут - книга про лыжный поход через Гренландию особенно хороша.
На вокзале мой поезд пришел на 3.й путь, а на второй пришла электричка. В электричке открыли двери с двух сторон и пассажиры поезда шастали сквозь неё к зданию вокзала, чтобы там в магазинах покупать пиво и булки. Вот бы был конфуз, если бы внезапно электричка закрыла двери с пассажиром поезда внутри и укатила бы...
.... В общем я съездил в Москву, поработал недельку с тем, чтобы через неделю вернуться в Ртищево и продолжить движение на юго-запад. ... В поезде на Ртищево меня узнали проводники и начальник поезда. Начальник поезда сказал что узнал по лежаку на руле... Интересно, велосипедист, чтоли...
Город Аркадак поразил разнообразием вывесок. И кажется это были не все. Там похоже какой-то крупный элеватор, Камазы так и шныряют.
В Балашове в Пятёрке на выходе со мной разговорился мужчина, со знанием дела оценил мой навигатор etrex, он сам путешествует по рекам на моторке, ведёт ютуб канал с кучей красивых съемок с коптера.
на гербе Балашова изображен арбуз, арбузы же обыграны в ЖКХ украшениях
На переезде из Саратовской области в Волгоградскую была куча полевых дорог. Справа километрах в 15 постоянно висела туча с дождиком, но меня не накрыло, как-то прошла стороной.
Туннель из зелени где-то в Волгоградской области
В каком-то из поселков, которые проезжал, рядом со мной пристроился парень на мопеде или легком мотоцикле и интервьюировал меня, откуда еду, куда еду. Я пилил в подъемчик, а он балансировал ручкой газа на первой или второй передаче, чтобы держаться рядом. Парень немного удивил меня тем, что не узнавал названия населённых пунктов в 100 км от себя. Знал только ближайший райцентр, Урюпинск и Саратов.
Переехал трассу на Волгоград. на ней был дичайший трафик в обе стороны : и фуры и легковушки и автобусы. выглядела трасса весьма непривлекательно. Пропилил еще неного и расположился на ночевку рядом с лесополосой и с видами на просторы. Где-то на дальнем краю поля копошился трактор и когда совсем стемнело, красиво светил фарами. Ночью, даже скорее под утро, он разбудил меня проехав неподалёку. Заметил или нет, не знаю, палатка за кустом стояла.
С утра осмотрел Урюпинск, который дичайше древний, старше Питера.
В I Новгородской летописи (XIV век) упоминается город Урюпеск, «в верхь Дону». Возможно, Урюпинск был кем-то разрушен (в Смутное время или ещё раньше) и основан заново в 1618 году (документальных подтверждений этой даты нет). С XVIII века — станица Урюпинская. Станица Урюпинская являлась центром Хопёрского округа области Войска Донского (вывеска на фото выше).
В центре есть чутка врастающее в землю деревянное здание старого вокзала, а также новый вокзал, выглядящий как дом быта.
На главной площади посидел, поел творожок, в музей козы не ходил, всякого туристического лубка с продажей платков и трусов из козьей шерсти не видел. Вообще на главных улицах вся инфраструктура ориентирована на жителей (пятерка, магнит, ДНС, вайлдбериз), чего-то специфически под туристов не заметил.
На выезде из города река Хопер уже вполне широка, с горы красивый вид на город.
За урюпинском и до новохопёрска второстепенные асфальты, немного грунтов, все очень красиво и интересно.
За Новохопёрском заповедник. Висят знаки в лес не ходить-не ездить, но на обочине стоят машины и люди шарятся по кустам, собирают землянику. Перед Борисоглебском дорога пересекла трассу на Волгоград и, в отличие от субботнего вечера, не ней почти никого не было.
Город основан в 1698 году (некоторые источники указывают на 1646 год), как выражается летописец, «для береженья» от набегов беспокойных крымских, азовских и ногайских людей, которые «прохаживали изгоном и те все места воевали, людей побивали и в полон служивых и уездных всяких людей имали». До 1704 года носил имя Павловск (Новопавловск). Пётр Великий, предположив покорить Азов, сделал Борисоглебск временным депо для заготовки леса к постройке каботажного флота, что немало содействовало привлечению сюда населения и развитию здесь промышленности.
Конечно ездить сплошным одним походом куда приятнее, чем так вот, двухдневными, с разрывом в рабочую неделю. В конечной точке, откуда куплен билет домой, или непонятно чем занять несколько часов, или боишься не успеть и последние несколько часов ломишься, считая минуты и вообще не запоминая окрестности.
В этот раз поезд был поздний, времени с избытком, съездил на слияние рек Хопёр и Ворона, покатался по пойме - к югу и юго-западу от Борисоглебска большая пойма. Вся накатана дорогами от рыбаков и отдыхающих.
Стрелка рек Хопёр и Ворона
Под конец сфоткал Вокзал в Борисоглебске, потом отъехал за город, пил чай на лэпке у ж/д. Пока пил чай, мимо меня туда-обратно проехал рельсовый автобус и прошёл один товарняк. Где-то чуть дальше по яндекс картам расположен борисоглебский военный аэродром, но я до него не ездил, а с него ничего не летало, или далеко было и не слышно. Стоянка поезда Волгоград-Москва в Борисоглебске 2 мин, поэтому запрыгнул в вагон с неразобранным великом, в тамбуре собирал.
Привет, Олег! Очень интересный и познавательный отчет. Несколько мыслей. Реки Хопёр и СурА в верхнем течении очень красивы и чисты. У щепочницы есть один большой минус - сильно коптит посуду - ничем потом не отмоешь. С горелкой - проще, хоть в поезде, хоть в палатке чай кипяти. Про велозавод - печально, впрочем, как и про многие предприятия постсоветского периода. А Ф.Нансен действительно был очень крут, еще в детстве перечитал много его книг. Был весьма впечатлен, отложилось на всю жизнь. Жаль, что этого необыкновенного человека несправедливо забыли в наше время. Ну или хотели забыть.
Насколько я понял из твоих отчетов, ты раньше жил в Киеве, и лет 6 назад перебрался в Мск? Риторический вопрос (академический интерес). Спасибо, как всегда читал с удовольствием! :)
реки вполне красивы, на полях скот на открытом выпасе почти отсутствует. поэтому навоз в реки не смывается. но при этом я вижу, что по полям ездят трактора и льют что-то. что - не в курсе, но вообще пить из открытых источников в сельскохозяйственных регионах я остерегаюсь. это в вологодской области можно прям из сухоны набрал и закипятил. а тут - колодцы, родники, магазины.
щепочница или костер - это для меня важная развлекательная составляющая поездки. т.е. если готовить на газу, так это проще тогда вообще с собой ничего этого не брать и питаться просто в магазинах и столовках.
От нагара титановый котел очищается легко - ставишь его без воды на газ и периодически покручиваешь чтобы все стороны как следует пропеклись. от такого вся органика в нагаре сгорает и остается только сажу с котла тряпочкой стереть. В процессе конечно надо вытяжку над плитой включить, иначе придут соседи спрашивать нет ли пожара =))))
по заводу имени фрунзе то, что я понял из интернетов, это что в ВоВ он производил запалы к гранатам или что-то подобное. Видимо велики были уже конверсионным продуктом. Еще удивителен факт поставки велосипедов в Китай. так то судьба завода вполне схожа с зилом, волгоградским тракторным или волгоградским заводом спецсталей. крупное производство которое было запланировано как часть большой системы, попадая в руки частника уничтожается за 5-10 лет. частнику проще и быстрее все площади в аренду сдать, ну а потом просто отровнять территорию и жилье построить и продать.
В принципе если взять лукойловские например нефтекачалки и раздать их по частным владельцам, каждому по 1 или 2 штуки, то пока нефть самоходом льется - эти владельцы будут ее продавать. как потребуется что-то переоборудовать, эти владельцы забьют и все =)
В Киев у меня была с 2016 по 2017 релокация по работе. пробовал перебраться с семьей, но утащить с собой несколько детей уже пристроенных в мск в сады и школы - задача непростая. поэтому поболтался между 2мя городами чуть больше года и вернулся.
В поездках по регионам всегда общался с местными, - там люди живут простые, живые, и всегда быстро находили общий язык, - интересно узнать, чем и как они живут. Потом рассказываю старым друзьям, что жизнь в Мск - это уютный аквариум, а реальная жизнь как раз далеко за Мкадом) Примерно как у Васюкова в фильме про Енисей.
С учетом географии твоих маршрутов можно почерпнуть много интересного из жизни местных обитателей. Как говорится - не откусишь, не узнаешь. Аккуратно, чтобы зубы не сломать)
Но заметил, что ты не сторонник этой темы, или ошибаюсь?
Ну я бы не был так однозначен, что "реальная жизнь только там" - вообще-то в городах-миллионниках живет около трети населения РФ. Соответственно считать, что у двух третей населения жизнь настоящая, а у одной трети - какая-то ненастоящая - ну такое себе. Жизнь просто у всех разная. У одних так, у других эдак... И надо кстати заметить, что из 2/3 населения не из городов миллионников, многие живут в интересных местах типа вахтовых поселков в заполярье, поселках на БАМе, лесозаготовочных поселков, и т.д.
Фильмов, как у Васюкова, про жизнь людей в тайге вдоль Енисея надо больше потому что это очень интересно, а видеоблоги они сами не ведут. Вот видеоблогов людей с вахты или с лесозаготовки - целая куча есть.
что касается путешествий, то типичные вопросы которые у меня возникают к местным - "как проехать", "сколько километров", "где магазин", итд. Обычно люди хорошо знают ближайшие 10км и вообще не в курсе - что находится в 50км от них. Охотники и рыбаки обычно больше знают т.к. по местности шарятся много.
Здравствуй, Олег! Всё же я люблю письменные отчёты о проделанной работе) , то есть запись в блоге. Поэтому прочитал с удовольствием! Теперь, после твоей рекламы, подписчиков на Ютубе прибавиться, заживу! Отчёты я пишу редко, после походов в свой отпуск. Да вот напасть,- в отчётах пропали фотографии. Перезаливать долго. А как с этой проблемой разобрался ты?
привет! если смотреть блог через VPN т.е. приходя с не-российского IP адреса, то ничего не пропало, все фотографии на месте. Если смотреть с российского IP адреса, то фотки где-то до 2021года, которые были прицеплены в отчет из google photos - не отдаются. Я заводил обращение в техподдержку blogspot, парни ответили "чо, с моего компа всё зашибись работает", переоткрывать обращение и заставлять их разбираться кто там против кого применил санкции, то ли гугловое облако на россию перестало чото отдавать, толи роскомнадзор заблокировал IP адреса какого-то облака - мне вломы и не до того. в общем 1) через VPN все работает 2) если фотки в отчет вставлять через Ctrl+C - Ctrl-V прямо картинкой, то тоже все работает. поэтому я просто стал в последние тексты вставлять картинкой и всё. пересаживаться на яндекс-дзен можно будет после того, как дзен сделает RSS/Atom ленту. без неё он бесполезен. пока у меня настроена автотрансляция "стена VK" -> "телеграм канал" -> дзэн =)))
Привет, Олег!
ОтветитьУдалитьОчень интересный и познавательный отчет.
Несколько мыслей.
Реки Хопёр и СурА в верхнем течении очень красивы и чисты.
У щепочницы есть один большой минус - сильно коптит посуду - ничем потом не отмоешь. С горелкой - проще, хоть в поезде, хоть в палатке чай кипяти.
Про велозавод - печально, впрочем, как и про многие предприятия постсоветского периода.
А Ф.Нансен действительно был очень крут, еще в детстве перечитал много его книг. Был весьма впечатлен, отложилось на всю жизнь. Жаль, что этого необыкновенного человека несправедливо забыли в наше время. Ну или хотели забыть.
Насколько я понял из твоих отчетов, ты раньше жил в Киеве, и лет 6 назад перебрался в Мск? Риторический вопрос (академический интерес).
Спасибо, как всегда читал с удовольствием! :)
реки вполне красивы, на полях скот на открытом выпасе почти отсутствует. поэтому навоз в реки не смывается. но при этом я вижу, что по полям ездят трактора и льют что-то. что - не в курсе, но вообще пить из открытых источников в сельскохозяйственных регионах я остерегаюсь. это в вологодской области можно прям из сухоны набрал и закипятил. а тут - колодцы, родники, магазины.
Удалитьщепочница или костер - это для меня важная развлекательная составляющая поездки. т.е. если готовить на газу, так это проще тогда вообще с собой ничего этого не брать и питаться просто в магазинах и столовках.
УдалитьОт нагара титановый котел очищается легко - ставишь его без воды на газ и периодически покручиваешь чтобы все стороны как следует пропеклись. от такого вся органика в нагаре сгорает и остается только сажу с котла тряпочкой стереть. В процессе конечно надо вытяжку над плитой включить, иначе придут соседи спрашивать нет ли пожара =))))
по заводу имени фрунзе то, что я понял из интернетов, это что в ВоВ он производил запалы к гранатам или что-то подобное. Видимо велики были уже конверсионным продуктом. Еще удивителен факт поставки велосипедов в Китай. так то судьба завода вполне схожа с зилом, волгоградским тракторным или волгоградским заводом спецсталей. крупное производство которое было запланировано как часть большой системы, попадая в руки частника уничтожается за 5-10 лет. частнику проще и быстрее все площади в аренду сдать, ну а потом просто отровнять территорию и жилье построить и продать.
УдалитьВ принципе если взять лукойловские например нефтекачалки и раздать их по частным владельцам, каждому по 1 или 2 штуки, то пока нефть самоходом льется - эти владельцы будут ее продавать. как потребуется что-то переоборудовать, эти владельцы забьют и все =)
В Киев у меня была с 2016 по 2017 релокация по работе. пробовал перебраться с семьей, но утащить с собой несколько детей уже пристроенных в мск в сады и школы - задача непростая. поэтому поболтался между 2мя городами чуть больше года и вернулся.
УдалитьДа, живой огонь - это сеанс, энергия, дух)
ОтветитьУдалитьВ поездках по регионам всегда общался с местными, - там люди живут простые, живые, и всегда быстро находили общий язык, - интересно узнать, чем и как они живут. Потом рассказываю старым друзьям, что жизнь в Мск - это уютный аквариум, а реальная жизнь как раз далеко за Мкадом)
Примерно как у Васюкова в фильме про Енисей.
С учетом географии твоих маршрутов можно почерпнуть много интересного из жизни местных обитателей. Как говорится - не откусишь, не узнаешь. Аккуратно, чтобы зубы не сломать)
Но заметил, что ты не сторонник этой темы, или ошибаюсь?
Ну я бы не был так однозначен, что "реальная жизнь только там" - вообще-то в городах-миллионниках живет около трети населения РФ. Соответственно считать, что у двух третей населения жизнь настоящая, а у одной трети - какая-то ненастоящая - ну такое себе. Жизнь просто у всех разная. У одних так, у других эдак... И надо кстати заметить, что из 2/3 населения не из городов миллионников, многие живут в интересных местах типа вахтовых поселков в заполярье, поселках на БАМе, лесозаготовочных поселков, и т.д.
УдалитьФильмов, как у Васюкова, про жизнь людей в тайге вдоль Енисея надо больше потому что это очень интересно, а видеоблоги они сами не ведут. Вот видеоблогов людей с вахты или с лесозаготовки - целая куча есть.
что касается путешествий, то типичные вопросы которые у меня возникают к местным - "как проехать", "сколько километров", "где магазин", итд. Обычно люди хорошо знают ближайшие 10км и вообще не в курсе - что находится в 50км от них. Охотники и рыбаки обычно больше знают т.к. по местности шарятся много.
Здравствуй, Олег! Всё же я люблю письменные отчёты о проделанной работе) , то есть запись в блоге. Поэтому прочитал с удовольствием! Теперь, после твоей рекламы, подписчиков на Ютубе прибавиться, заживу! Отчёты я пишу редко, после походов в свой отпуск. Да вот напасть,- в отчётах пропали фотографии. Перезаливать долго. А как с этой проблемой разобрался ты?
ОтветитьУдалитьпривет! если смотреть блог через VPN т.е. приходя с не-российского IP адреса, то ничего не пропало, все фотографии на месте. Если смотреть с российского IP адреса, то фотки где-то до 2021года, которые были прицеплены в отчет из google photos - не отдаются. Я заводил обращение в техподдержку blogspot, парни ответили "чо, с моего компа всё зашибись работает", переоткрывать обращение и заставлять их разбираться кто там против кого применил санкции, то ли гугловое облако на россию перестало чото отдавать, толи роскомнадзор заблокировал IP адреса какого-то облака - мне вломы и не до того. в общем 1) через VPN все работает 2) если фотки в отчет вставлять через Ctrl+C - Ctrl-V прямо картинкой, то тоже все работает. поэтому я просто стал в последние тексты вставлять картинкой и всё. пересаживаться на яндекс-дзен можно будет после того, как дзен сделает RSS/Atom ленту. без неё он бесполезен. пока у меня настроена автотрансляция "стена VK" -> "телеграм канал" -> дзэн =)))
УдалитьСпасибо!
Удалить